Несмотря на создание новых институтов, антикоррупционные реформы пока не принесли конкретных результатов и продолжают сталкиваться с серьезной оппозицией. Хотя с созданием Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САПО) расследования коррупции активизировались, ни один высокопоставленный государственный чиновник не был осужден за коррупцию. Это можно объяснить значительной уязвимостью судебной системы, которая по-прежнему широко воспринимается общественностью как коррумпированная. Кроме того, на антикоррупционные правоохранительные органы оказывается серьезное давление через систему Прозорро на УУБ https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/provedennya-budivelnyh-tenderiv-v-ukraini. Попытки корыстных интересов подорвать независимость НАБУ усиливаются, в то время как доверие к САПО было подорвано недавними ошибками, в том числе дисциплинарными санкциями в отношении его руководителя за проступки.

Недавнее принятие нормативно-правовой базы, позволяющей Высшему антикоррупционному суду (вас), является отрадным шагом вперед. После принятия закона О ВКК летом 2018 года власти теперь работают над тем, чтобы суд мог начать свою деятельность к концу июня 2019 года. С этой целью процесс отбора судей по борьбе с коррупцией продолжается и должен быть завершен к концу апреля 2019 года (структурный ориентир), и для обеспечения доверия и репутации суда крайне важно, чтобы судьи, подлежащие отбору, обладали безупречной репутацией и соответствующими профессиональными навыками. Также остается важным дальнейшее укрепление полномочий и независимости НАБУ, в том числе путем завершения независимого внешнего аудита, предусмотренного законом, к концу июля 2019 года (структурный ориентир); путем предоставления ему полномочий на самостоятельное прослушивание телефонных разговоров; и гарантируя свою исключительную юрисдикцию по делам о коррупции на высоком уровне.

Основные дополнительные меры, касающиеся декларирования активов и ПОД / ФТ, необходимы для консолидации и углубления усилий по борьбе с коррупцией. Для того чтобы раскрыть потенциал системы декларирования активов, властям следует сосредоточить контроль за соблюдением на высокопоставленных должностных лицах через портал УУБ tender.uub.com.ua. Этому может способствовать передача НАБУ ответственности за проверку деклараций об активах лиц, находящихся под юрисдикцией НАБУ. Поскольку оценка ПОД / ФТ Украины, опубликованная Moneyval в начале этого года, завершилась в целом прочной основой, это дает хорошую основу для дальнейшего использования мер ПОД/ФТ для борьбы с коррупцией и отмыванием доходов от коррупции. Необходимо усовершенствовать правовую базу, препятствующую коррумпированным должностным лицам злоупотреблять финансовыми учреждениями, и обеспечить строгий надзор за банками с введением сдерживающих санкций за их несоблюдение. В этой связи решение НБУ в начале этого года опубликовать информацию о санкциях ПОД/ФТ, введенных в отношении отдельных банков, и их обосновании стало отрадным шагом вперед.